Логотип

Логотип
Нижний Новгород. Строительные материалы
603037 Нижний Новгород, ул. Федосеенко, д. 54
тел./факс 8 (831) 225-44-50, 223-55-05, 229-06-66, 223-55-45, 225-77-78, 223-73-53, 225-71-31
 
           

Внешнее убранство русской избы 5 класс


Убранство русской избы

Урок изобразительного искусства

5 класс

I четверть

Тема: «Внутренний мир русской избы»

Цель урока : Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудрости устроении человеком внутреннего пространства избы. Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; сформировать понятие духовного и материального.

Актуализация опорных знаний

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.

- Зачем люди украшали свои жилища.

Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица олицетворяла собой млечный путь в небе.

Под потолком шли полавошники, на которых располагалась крестьянская утварь, а около печи укрепляли деревянный настил – полати.

Почти в каждой избе имелся ткацкий стан – красно. На нем женщины ткали.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку.

Пол – земля; домотканые половики-дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом

Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. «Печь краса – в доме чудеса!»

Рядом с устьем печи стоят железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А так же у печи находился деревянный ушат с водой.

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу»

Красный угол был олицетворением зари

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Варианты композиционного размещения крестьянского интерьера

Примеры выполнения интерьера крестьянской избы.

Список использованной литературы:

  • Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006
  • Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991
  • Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003
  • Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004
  • Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005
  • Харитонова Е.Д. «Пермский областной краеведческий музей» «Пермское художественное издательство» 1990
  • Чудакова Н.В. «Я познаю мир» Москва «АСТ» 1996
  • www.google.ru ( Музей – заповедник деревянного зодчества. Кижи. )

multiurok.ru

Внешнее убранство русской избы

Конспект урока

Родникова Владимира Вячеславовича

«Внешнее убранство русской избы »

5 класс 1 четверть.

Цели урока:

-знакомство учащихся с внешним убранством русской избы;

- понять смысл убранства русской избы и его предназначение;

-научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

-патриотическое воспитание, развитие интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

Задачи:

-познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

-научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов применяемых в декоративном убранстве избы;

- развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;

- способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность;

- воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания развивать духовно-нравственные традиции.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока. Актуализация имеющихся знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Постановка творческой задачи.

5.Творчество обучающихся.

6. Подведение итогов.

Оборудование:

- Презентация, компьютер, мультимедийный проектор

- Слайды с элементами русской избы

- Краски, палитры, кисточки

Материалы к уроку:

Музыкальный ряд: русская народная музыка. План урока.

Ход урока:

1. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Введение в тему. (6 мин.)

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Народ-пахарь ,народ-творец строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать его род, его большую семью.

В давние времена на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В выборе материала для строительства вопросов не возникало. Дерева было много, оно легко поддавалось обработке, строить из него было быстро, и главное строение получалось теплым. В тепле русского дерева хранится память народная.

Наши славянские предки жили в гармонии с окружающим миром, существовали в природе живя по ее законам. Все явления в природе славяне наделяли духом присущим живому существу. Поэтому и славянский дом, подобно человеку, имел душу, тело, глаза. «Глазами» дома были окна, фронтон избы – чело. Душой- русская печь….

Русская изба…

- Что такое дом, изба для человека в этом мире?

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Откуда произошло слово?

Изба́ уменьш. исто́пка, укр. iзба́, др.-русск. истъба «дом, баня» (истобка, Пов. врем. лет) то есть изба это отапливаемое помещение.

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» - дом с однорядной связью , покрытый двускатной симметричной крышей,

  2. Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей. Означал большую вместимость

  3. Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

А почему, и как в народных представлениях делился дом? (возникла трехчастная структура избы, состоящая из фронтона, клети и подклети)

Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывался фронтон дома? (с небом, миром богов, именно поэтому он самый нарядный и украшенный .)

А клеть? (с землей, миром людей, нарядные глаза-окна для обмена с внешним миром).

Подклет (подполье)? (с подземным миром, миром наших предков, без окон , иногда в северных районах хранились запасы на зиму.).

Таким образом мы видим что крестьянский дом это образ маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с природой и космосом.

3. Изучение нового материала. ( 10 мин.)

Каждый хозяин дома старался, чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо».

- Почему вдруг человек стал его украшать (дом)?

- Случайны ли узоры на фасаде избы?

Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, мы не когда не найдем два одинаковых по внешнему убранству дома.

Все орнаменты и узоры несли знаковый и обереговый смысл. Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Древние символы славяне размещают на «уязвимых» участках жилища и двора. Заклинательным орнаментом они закрывают все проемы, через которые нечистая сила может проникнуть к человеку: ворота, двери, окна, застрехи. Символ солнца, размещаемый в проемах, должен охранять жилище от ночной нечисти. Солярные знаки находим также на крыше дома – в виде конька (причем конь, сам по себе символизировал солнце). Под крышей – в виде реального изображения солнца или его символа, на фасаде, на наличниках окон.

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов народной избы. Начнем с крыши.

- Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек).

- Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

- Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл?

Крышу венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Тем самым дом уподоблялся солнечной колеснице.(согласно славянской мифологии именно конь выводит солнце на небосвод) Для крестьянина образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Именно поэтому на фронтоне дома славяне изображают небо и ход солнца – утром, в полдень и вечером. При этом на центральном полотенце обычно размещают громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов), оберегавшим дом от попадания в него молнии.

Доска-полотенце – украшает спереди верхнюю часть избы. На них мы видим символы солнца и земли. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце, на конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой вечернее заходящее солнце.

Доски-причелины- «хляби»небесные – спускаются по краю крыши. На них изображались символы солнца (круглые розетки), символы земли (круг с ромбом внутри, ромбы, прямоугольники).

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

-Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-пахаря. Урожай и достаток в семье.

Наличники- Украшение глаз дома. Через передние окна в избу входили свет солнца, происходило общение с окружающим миром. На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами можно было увидеть фигурки птиц или изображениями различных животных. (в том числе и фантастических). Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини, призванной охранять окна от проникновения нечистыех сил.

Солнца лучик бегает по окнам,И блестит наличников резьба,Заиграли в ярком свете стёкла - 

Оживает старая изба.

Анна Леун

4. Постановка творческой задачи.(1 мин)

- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант

-выполнить эскиз оформления окна (наличники)-2 вариант

5. Творчество учащихся. (20 мин.)

6.Подведение итогов урока. (4 мин.)

- Чему мы научились на уроке?

- Что нам удалось сегодня на уроке?

- Что не удалось и почему?

Народ пахарь жил в тесном взаимодействии с природой, солнцем и всеми окружающими его стихиями. Именно поэтому он построил свою избу по образу окружающего мира, и с этим было связанно его желание задобрить силы природы, уберечь тем самым себя и свой род. И именно поэтому он использовал обережные знаки для украшения своей избы.

Вопросы для рефлексии:

- Зачем люди украшают свои жилища?

- О чем может рассказать декор крестьянской избы?

- Назовите элементы избы.

Источники для подготовки к уроку:

1.Н. А. Горяева О. В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2007 г.

2.М. А. Некрасова. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

3.Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995. (переиздание 1901 года)

4.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

infourok.ru

Поурочные разработки. Изо. 5 класс. Урок 2. Убранство русской избы

Цели: начать изучать язык декоративно-прикладного искусства; познакомить учащихся с сюжетно – декоративной композицией; воспитывать любовь к традициям родной земли и народной культуре. Материалы: иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; музыкальное сопровождение: звоны колоколов; изображения избушек и теремов из русских народных сказок; акварель или восковые мелки, кисти, бумага.

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

С древнейших времен человек строил себе жилище. Дом был важнейшей частью жизни на Руси. Сегодня мы поговорим о русских народных избах. В русском народном доме главенствовал наивысший порядок, которому было подчинено все вокруг. Образ русской избы сложился по большей части в Северной России. Человек приближал к себе мир Космоса различными образами, организовывая свою жизнь в согласии с матерью-природой. Дом для человека служил маленькой вселенной, который оберегал семью от зла, притягивая силы добра и любви.

Огромные крыши домов, украшающие различные помещения – как зимние, так и летние, напоминают крылья. К дому прилегал небольшой двор, похожий по своему убранству на маленький корабль. На крышу своего дома крестьянин сажал небольшого деревянного коня, который был символом солнца и времени. Дом и двор крестьянина как бы символизировали начало и ко- нец земной жизни.

Слово «изба» (его синонимы «изъба», «истопка», «ызба», «истьба», «истобка») употреблялось с самых древних времен. Вероятно, оно произошло от глаголов «топить» и «истопить». Ведь дом – это, прежде всего, отапливаемое помещение. Истопкой называли свое жилище белорусы, украинцы, русские. И даже кладовая для хранения овощей и заготовок была отапливаемой. Северные избы были похожи на огромные величавые хоромы. Избы же средней полосы России были «низкорослыми», приземистыми, но по-своему красивыми и статными.

Изба по своей значимости стояла в одном ряду с такими понятиями, как «жизнь», «добро», «любовь», «семья». Человек наполнял свой дом различными образами для того, чтобы привлечь к себе силы добра и света, а также для того, чтобы уберечь себя и свою семью от недобрых умыслов.

Крыша дома обязательно была связана с небом, клеть – с землей (клеть – это крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, полом и дверью), подклет (подполье) – с подземным миром. Из чего же возводили свои дома русские крестьяне? Великолепному русскому поэту Николаю Гумилеву принадлежат такие строки:

Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни.

И действительно, свои дома русские строили, в основном, из дерева. Именно оно давало человеку кров, придавало дому тепло и гармонию. Материал этот довольно легко поддавался раз- личной обработке. В постройку своего дома человек вкладывал огромный смысл. Существует пословица «Мой дом – моя крепость». Конечно, интерес представляет и то, как выбиралось место под постройку избы. Ведь древние люди не строили свои дома где попало. Например, строительство не начинали там, где раньше проходила дорога или стояла баня, ведь банный дух был существом недобрым. Для строительства не годился и спорный участок земли – считали, что в таком доме беспрестанно будут возникать споры и разлады. Если на участке находили кости людей или жертвенных животных, там также нежелательно было строить жилище. На местах пожаров, наводнений или иных горестей дома тоже не строились.

Люди тщательно проверяли каждое выбранное место. Делалось это при помощи хлеба – главного продукта крестьянина. При выпекании хлеба люди загадывали на один из них, и если именно этот хлеб получался добротным и хорошим, то это расценивали как знак благословения Бога на строительство дома. Если же хлеб получался плохим – строительство не затевали.

Другим способом проверки места служил очень необычный обряд. Хозяин приносил из разных мест по камешку, причем, нес он их обязательно либо под шапкой, либо за пазухой, чтобы они соприкасались с голым телом. На месте будущего дома он раскладывал камни, отмечая его углы. А сам становился в центр своей будущей маленькой Вселенной и упорно молился, прося помощи и благословения у высших сил. Через три дня он приходил на то же место, и если находил камни нетронутыми, это означало, что строительство можно начинать. Вместо камней нередко использовали зерно. Важно отметить, что проверкой места занимался исключительно мужчина – хозяин семьи.

Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома. Строительство избы никогда не затевали под вечер, ведь русская народная поговорка гласит: «Утро вечера мудренее». Строительство дома обязательно захватывало праздник Троицы: «Без Троицы дом не строится», – говорили на Руси. Праздник этот отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Таким образом, строительство дома, как правило, начинали около 21 марта, а заканчивали ровно через три месяца.

Когда место и время были выбраны, начиналось собственно строительство. Начиналось оно с особого ритуала принесения строительной жертвы – в жертву домовому приносили курицу.

При закладке фундамента в центре будущего двора сажали березу или рябину. Ведь центром Космоса в верованиях древних славян служило мировое дерево. Для того чтобы обеспечить счастье и богатство будущей жизни, при закладке дома под фундамент подкладывали клочки шерсти животных, горсточки зерна, монетки. Когда принимались за потолок, прикладывали хлеб или медвежью шкуру, а иногда и чашу с кашей или кусок пирога.

Декор и убранство русской избы было своеобразным. Крышу дома украшал конь – охлупень, который прикрывал избу своими крыльями, защищая ее от невзгод. Конь был символом добра и красоты, он представлял собой маленькое солнце, движущееся по небу. Доски избы украшали полотенцами и причелинами (резными досками, которые не только украшали дом, но и защищали выступающие торцы бревен от дождя. Верхняя часть фасада называлась фронтоном. При украшении фронтона использовали ромбы, точки-отверстия, орнаменты, символизирующие дождь и впитывающую его землю. Считалось, что дождь брался из неких небесных запасов воды, и люди придавали ему особое значение.

За счет окон в избе происходила связь с внешним миром. Окна имели свой неповторимый характер и свое назначение. Простые окна, примитивные отверстия в стене дома, со временем превратились в красивые очи, глядящие на все, что окружало дом и двор. Окна стали одним из главных украшений дома, предметом гордости хозяина. В древности смотровые, световые, проветривающие окна были небольшими и прорубались так, чтобы не нарушать устойчивости дома. Прорубались они в двух бревнах и, что важно, до половины бревна. Такие окна назывались волоковыми, потому что закрывались изнутри доской. Зимой вставляли раму (оконницу) с каким-либо прозрачным материалом, например, использовали промасленный холст или пленку рыбьего пузыря. А летом оконницы снимали, и изба начинала смотреть на мир «открытыми очами».

На севере Руси для окон использовали другой материал – слюду. Его добывали маленькими кусочками, которые потом соединяли металлическими полосками. На Руси существовали и косящатые окна (имеющие мощные косяки). Сначала они появились в городах и посадах. Ставили их, в основном, на зданиях общественного назначения. Такое окно было укреплено косяками из нескольких (в основном, трех) брусков в виде буквы «П». Подоконником этому окну служило слегка стесанное бревно. Такие окна располагались на главном фасаде, а волоковые – по бокам избы.

Светелочное окно – наиболее нарядное из всех. Переднее окно предназначалось для освещения красного угла в избе, среднее – освещало ее центр, а третье окно давало свет бабьему месту в избе (оно называлось «кута»), в котором находилась печь и раз- личные предметы домашнего очага. Менее нарядными были крайние окна, они располагались по краям избы и назывались окончины.

На крыше дома находилось слуховое окно. Такое название оно получило за то, что служило «оком и ухом», которое «слушало» мир небесный и помогало людям общаться с высшими силами. Существует много поверий, обрядов, различных выражений, связанных с крестьянскими окнами. Ведь именно окно связывало крестьянина с природой и миром. Через него человек наблюдал смену времен года, дня и ночи, погоду. Как правило, окна старались расположить с солнечной стороны, чтобы сохранить связь человека со светом.

Назначение окон также связывали и с загробным миром. Когда человек умирал, на окно на три дня вывешивали полотенце, которое служило путем для покидающей этот мир души.

Существовал и другой обычай, связанный с окнами, – ставить на окно стакан для обмывания души. На ночь окна, как правило, запирали, чтобы через них не могли войти злые духи. На ставнях размещали различную символику, которая защищала людей от недобрых умыслов.

Отдельно стоит поговорить о наличниках. В древние времена окна украшали солярными знаками – восходящим солнцем и его лучами. Самыми любимыми символами для украшения окон стали цветы, стебли, листочки. Таким образом, человек не терял связь с природой даже внутри дома. Менее украшенными были дома Русского Севера. Но для каждой местности все равно существовали свои неповторимые узоры. На севере Руси и в средней полосе нашей страны можно было увидеть женский образ Матери, связанный с плодородием земли. В украшениях дома использовали и образы львов, драконов, различных птиц. Окно являлось символом веры, традиций, уклада жизни. Именно оно отражало внутреннее состояние человека. Если окна в доме закрыты – все спят. Если же они весело светятся, значит, в доме мир и добро. Украшенные цветами окна указывали на то, что в этом доме живут добрые, приветливые люди.

Традиции постройки избы, в основном, определялись климатическими условиями. На севере Руси преобладала влажная почва, и было много лесов. На юге страны почва была намного

суше, а леса для строительства хватало не всегда. Поэтому на юге чаще всего строили полуземлянки, на несколько метров врытые в грунт. А на севере Руси, напротив, гораздо раньше появились избы, выстроенные на возвышенности и имевшие настоящий пол. Когда маленькая Вселенная была, наконец, построена, ее начинали осваивать. Для этого существовало несколько специальных обрядов: через открытую дверь внутрь дома бросали клубок ниток. Держась за край нити, в дом входил хозяин – глава семьи, с помощью этой же нити он по очереди втягивал в дом остальных членов семьи. Вместо ниток нередко использовали пояс или обувные завязки. Нить в представлениях древних людей была связана с мировым древом.

Существовал и другой обряд: на первую ночь в новой избе закрывали кота и кошку. На вторую – петуха и курицу. На третью – маленького поросенка. На четвертую – овечку. На пятую – молодую корову. А на шестую – лошадь. На седьмую же ночь человек сам входил в дом и за ночевывал в нем. Дом считался благополучным только тогда, когда животные, находящиеся в нем, наутро оставались живыми и невредимыми. Если же кто-то из них умирал – в дом не въезжали. В Белоруссии такой обычай существовал до начала XX в. И даже сейчас, приобретая новое жилье, человек перед въездом пускает вперед кошку.

Рождество избы От кудрявых стружек тянет смолью, Духовит, как улей, белый сруб. Крепкогрудый плотник тешет колья, На слова медлителен и скуп. Тепел паз, захватисты кокоры, Крутолоб тесовый шоломок. Будут рябью писаны подзоры, И лудянкой выпестрен конек. По стене, как зернь, пройдут зарубки: Сукрест, лапки, крапица, рядки, Чтоб избе-молодке в красной щубке Явь и сонь мерещились – легки. Крепкогруд строитель – тайновидец, Перед ним щепа как письмена: Запоет резная пава с крылец, Брызнет ярь с наличника окна. И когда оческами кудели Над избой взлохматится дымок – Сказ пойдет о красном древоделе

По лесам, на запад и восток.

Н. Клюев

3. Творческое задание

При помощи акварели или восковых мелков изобразите избу. Используя различные цвета, вырисовывайте отдельные детали дома (на выбор: наличники, крышу, декоративные фигурки, фронтон). Но сначала выполните зарисовку карандашом, а затем раскрасьте работу.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.) – Для чего люди наполняли свое жилище различными образами? – Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Изба играла огромную роль в жизни русских людей. Атмосфера дома, внешняя красота придавала человеку сил, направляла его по жизненному пути.

Категория:

5 класс · Изо · Поурочные разработки

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе.Тема: «Убранство русской избы»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Убранство русской избы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.

Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.

Цель:

  • Ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;

  • Углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;

  • Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;

  • Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Задачи:

  • формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;

  • научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

  • познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

  • научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его нравственно-эмоциональной оценки.

Зрительный ряд:

  1. Слайды с элементами русской избы

  2. Мультимедийная презентация

  3. Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;

Ход урока:

I. Организация урока. (3 мин)

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему. (6 мин.)

Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).

Какие же виды домов существовали?

  1. Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,

  2. Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.

  3. Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».

  • А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?

  • Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)

  • А клеть? (с землей).

  • Подклет (подполье)? (с подземным миром).

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.

А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.

III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)

Тема урока «Убранство русской избы».

Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества». Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.

Русская изба.

  • Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?

  • Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)

  • Почему?

  • Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.

  • Как вы думаете, почему? (Потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»

Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов.

Фронтон избы - чело, передняя часть - лицо, окна - глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы. (показ слайдов).

Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Русская изба состояла из трех частей:

  • верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;

  • конек – небесная колесница;

  • сруб – с него начинали строить, это жизнь человека;

  • клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).

  • Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек). (Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).

  • Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?

  • Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл? 

Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда). Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».

Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.

Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.

Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).

Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.

Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы (демонстрация слайда).Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.

Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.

  • Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?

  • Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.

Причелины - «хляби» изб (заклинательная орнаментика).

На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.

Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.

На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.

«Ты лучами к полям прикасалось,

Улыбалось веселым огнем,

Ты и кругом и ромбом казалось,

Представлялось ты даже конем»,

- писал поэт Б. Дубровин.

IV. Постановка творческой задачи. (19 мин)- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.- презентовать свой рисунок одноклассникам.

V. Педагогическое руководство творчеством учащихся.

VI. Подведение итогов. (2 мин.)

Сегодня  мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.

И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ).

  • Что нам удалось сегодня на уроке?

  • Что не удалось и почему?

  • Чему научился на уроке? 

VIII. Анализ работ учащихся, выставление оценок. (2 мин).

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

Вопросы для рефлексии:

  • Зачем люди украшают свои жилища?

  • О чем может рассказать декор крестьянской избы?

  • Назовите элементы избы.

Источники для подготовки к уроку:

  • Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.

  • М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983

  • Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013

  • Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-8 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. – М. : Просвещение, 2015.

infourok.ru


Смотрите также




Rambler's Top100

Copyright © 2009-2019  «МАГНИТЭК-НН» E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
603037 Нижний Новгород, ул. Федосеенко, д. 54
тел. 8 (831) 223-73-53, 223-55-05, 229-06-66, 223-55-45, 225-77-78, 225-44-50,
225-71-31
Карта сайта, XML