Логотип

Логотип
Нижний Новгород. Строительные материалы
603037 Нижний Новгород, ул. Федосеенко, д. 54
тел./факс 8 (831) 225-44-50, 223-55-05, 229-06-66, 223-55-45, 225-77-78, 223-73-53, 225-71-31
 
           

Фото топор викингов


Боевые топоры викингов

История вооружения древних скандинавов имеет богатую и плодотворную традицию изучения, недаром сама Скандинавия, по праву, называется «арсеналом» Европы

В этом регионе только мечей различных типов было найдено свыше 2000 экземпляров. Зарубежными и отечественными оружиеведами была проведена огромная работа по типологизации и датировке вооружения. Однако основное внимание всегда уделялось, по преимуществу, клинковому оружию, в то время как боевым топорам, за редким исключением, посвящалось всего лишь несколько строк.

Топор — одно из древнейших орудий, используемых человеком. На протяжении веков он исправно служил ему как в хозяйстве, так и на войне. Боевые топоры использовали египтяне, хетты, греки, китайцы и воины многих других древних цивилизаций. В эпоху владычества Рима за топором укрепилась репутация оружия «варваров». И действительно, среди таких врагов Империи, как кельты и германцы, этот тип оружия имел достаточно широкое распространение. Однако после падения Рима топор, по сути дела, был забыт в военном деле Европы, и то, что он был введен в употребление в IX–X вв., особенно в Англии и Ирландии, произошло исключительно благодаря викингам, среди которых никогда не ослабевала его популярность.

В своем развитии топор прошел путь от хозяйственного и универсального орудия до узкоспециализированного оружия. Унаследованные от предшествующих периодов типы А (вся типология дана по Я. Петерсену) — с симметричным профилем и малозагнутым типом лезвия, и В — с асимметричным профилем, с резким изгибом в нижней части и так называемым «бородатым» (т. е. с оттянутым вниз) лезвием, модернизируются, вырабатываются различные варианты «бородатого» топора, примерами могут послужить типы C и D. Именно топоры с «бородкой» некоторыми исследователями воспринимаются как специфически скандинавские. Наибольшее разнообразие типов приходится на вторую половину IX века. Происходит совершенствование модели широколезвийного топора. Появляется тип K-асимметричный с незначительным изгибом вверху и длинным поверхностным изгибом внизу. Возникает тип L — с формой лезвия, изогнутой вниз и внутрь, позволяющий наносить более эффективный удар сверху. Этот поиск наиболее эффективных форм завершается в конце X в. определенной унификацией, выразившейся в боевой секире, так называемом широком топоре (breiðøx) исландских саг. Сложился тип M — асимметричный, с длинным, постепенным изгибом на верхнем усе и коротким постепенным изгибом на нижнем усе. Возможно, распространенность этого типа топора являлась ответом на увеличивающееся использование в военном деле кольчуги.

Топорами в Скандинавии пользовались еще в бронзовом веке. Изображение на камне из Фоссума, Западная Швеция.

Боевой топор, как уже говорилось выше, зачастую воспринимается как вспомогательное, вторичное, оружие по отношению к мечу. Это оружие земледельца, а не воина-профессионала. В подтверждение выдвигается целый ряд аргументов: топор технологически легче изготовить, чем меч, т. е. он относительно дешев, а значит, и более доступен; во-вторых, меч более эффективное и сложное в плане применения оружие, и для хорошего владения им необходимы долгие годы тренировки. Подразумевается, что у рядового земледельца нет ни лишнего времени, ни лишних средств, и топор, таким образом, являясь, как уже говорилось выше, универсальным орудием, становился более предпочтительным для непрофессионала, чем, скажем, меч. Именно меч в нашем сознании является необходимым атрибутом воина, доказательством его героичности и принадлежности к воинскому сословию. Однако, как нам кажется, такая точка зрения по отношению к рассматриваемому периоду во многом стереотипна и сложилась в целом под влиянием материалов классического средневековья.

Действительно, топор было легче изготовить, и он, вероятно, был не так дорог, как хороший меч, однако только этот факт не мог послужить причиной выбора того или иного оружия. Единственным основанием для выбора служили эффективность оружия и личная привязанность воина к нему. Среди недостатков топора отмечали следующий: поскольку боевой топор имел значительный вес, то воин, использовавший его в бою, должен был обладать немалой физической силой. Таким образом, удары топором были достаточно прямолинейны, проводились с широкого замаха, давая тем самым воину с более легким и гибким мечом значительные преимущества, что и послужило причиной постепенного вытеснения топора из широкого пользования. Однако подобные утверждения неприменимы по отношению ко всей эпохе викингов. Начать с того, что вес боевого топора, по сути, не превышал веса стандартного меча, который, в свою очередь, был исключительно рубящим оружием на протяжении всей эпохи. И для проведения эффективного удара мечом требовался не меньший замах. Необходимо помнить, что поединки того времени были отнюдь не изящным фехтованием, дело решалось двумя-тремя ударами, преимущество имел лучше подготовленный человек, и топор, и меч в этом плане были оружием равноценным.

Если судить по письменным и археологическим источникам, этот тип оружия был весьма популярен в среде знатных воинов. Норвежский конунг Олаф Святой являлся обладателем секиры с весьма выразительным именем — «Хель» (богиня смерти древних скандинавов). Эйрик, сын Харальда Прекрасноволосого, носил прозвище «Кровавая секира», что наверняка отражает его предпочтение в выборе оружия. Нередкие упоминания в сагах о секирах, «выложенных серебром», нашли свое подтверждение в находках археологов. В частности, может быть названа знаменитая Маменнская секира, вся поверхность которой искусно украшена серебряными нитями, образующими причудливые узоры. Такой декорированный топор, естественно, подчеркивал статус их владельца и никоим образом не являлся общинным инструментом для работы с деревом. Не лишним было бы вспомнить и захоронение Саттон-Ху. Судя по богатству этого погребения, покойный был одним из крупных вождей англов или саксов, пришедших с континента. На фоне произведений искусства, сопровождающих вождя в последний путь, топор, причем без каких-либо украшений, смотрится достаточно блекло, однако, вполне вероятно, отражает прижизненный выбор этого оружия покойным.

Мечи и топоры викингов в Национальном историческом музее в Копенгагене.

Вообще, судя по письменным и археологическим источникам, декорированные боевые топоры не были редкостью. Наиболее типичным было обматывание рукояти «…золотой нитью…»; более богатые и знатные личности могли украсить полотно топора серебряной нитью, как в случае с Маменнской секирой или получить что-либо подобное в дар от конунга. Небольшие топорики, помимо всего прочего, могли служить и в качестве символа старейшины или главы дома. В одной из саг, вероятно, один из самых миролюбивых ее персонажей, Ньяль, берет, отправляясь с визитом к своему другу, маленькую секиру, увитую серебром. И это несмотря на то, что слезать без посторонней помощи с коня, по причине солидного возраста, он уже не может. Небольшой топорик, если верить саге, был и в руках десятилетнего Олафа, сына Трюггви, когда он, прогуливаясь по Новгородскому базару, встретил своего давнего обидчика и, не задумываясь, применил этот топорик в деле, размозжив несчастному голову.

«Топор из Маммена». (Национальный исторический музей, Копенгаген)

В среде профессиональных воинов боевой топор занимал достойное место. Пик популярности, по всей видимости, приходится на X–XI века. Именно к этому периоду относится создание целых подразделений, отличительным знаком которых стал боевой топор. Это знаменитые хускарлы, увековеченные на ковре из Байе, и не менее знаменитая секироносная гвардия византийских императоров. Их широколезвенные секиры были отнюдь не парадным оружием и эффективно использовались на поле боя. Несмотря на относительно небольшую, 20–25 см., рабочую поверхность, удар за счет длинного древка, удерживаемого двумя руками, получался сокрушительным. Этого удара, по всей видимости, не сдерживал ни один вид тогдашнего защитного вооружения, такая секира с легкостью раскалывала щиты, пробивала шлемы и разрывала кольчуги. Именно благодаря этим свойствам секира известна нам под такими кеннингами, как «ведьма щита» или «ведьма кольчуги» 

Топор из Лангейда. (Музей истории культуры, Университет Олдсаксамлинг, Осло). Рентгеновский снимок «топора из Лангейда». Можно видеть утолщение лезвия за режущей кромкой и линию сварки с обухом. Также видны шпильки, закрепляющие латунную ленту на рукоятке. Реконструкция, показывающая основные конструктивные особенности «топора из Лангейда».

Любопытным является и тот факт, что Скандинавский эпос и миф практически полностью игнорируют боевой топор. И это при том, что топор являлся оружием достаточно распространенным и в определенный момент не менее престижным, чем меч. Более того, топор выступает в литературе в достаточно мрачном свете, будучи тесно связанным с потусторонним миром. Это подтверждают уже приведенные кеннинги и имя секиры Олафа Святого — «Хель». Другая известная нам секира обладает не более светлым прозвищем «Великанша битв». И вообще, если верить словам Снорри Стурлусона, «люди называли топоры именами троллей» [12]. В тоже время некоторые образцы так называемых «молоточков Тора», амулета, широко распространенного в Скандинавии, по своей форме ближе к топору, чем к молоту, который, в свою очередь, и являлся символом столь почитаемого бога Тора. В этом свете можно предположить, что наделение боевого топора приведенными выше эпитетами связано с влиянием христианского мировоззрения. В частности, не следует забывать, что вся «Старшая Эдда», тексты многочисленных сказок, легенд и саг известны нам лишь в списках, относящихся, в основном, к XII–XIII векам. Вполне возможно, скрипторами была проведена некоторая ревизия текстов, сокращение и переосмысление сакральности некоторых атрибутов языческой эпохи. В пользу этого говорит и судьба другого оружия — копья. В литературе копье предстает первоначально как оружие богов, им вооружен Один у скандинавов и Луг у ирландцев, и одновременно с этим копье оказывается тесно связанным с черной магией, болезнями и смертью.

Бронзовый амулет в виде топора, 8 век

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в период IX–XI вв. в Северной Европе боевой топор широко использовался в военном деле и был равноправным соперником меча, не только не уступавшим, но нередко и превосходившим его по своим боевым качествам. Именно боевые скандинавские топоры предопределили широкое распространение простых по стилю топоров в средние века. Изменения, произошедшие в военном деле в XI–XII вв., несомненно, уменьшили популярность этого оружия, но, в свою очередь поставили новые цели и выработали новые формы.

Оружие викингов (поздней эпохи) из экспозиции Музея истории культуры, Университета Олдсаксамлинг, Осло.

источник

Лига историков Викинги Боевые топоры Длиннопост Оружие Отредактировал Stern137 63 дня назад

pikabu.ru

Оружие викингов (35 фото)

Кратко про оружие викингов

«Избавь нас Господи от гнева викингов и стрелы мадьярской» — эта молитва до сих пор произносится в Европе . Викинги были изумительными, великолепными, неутомимыми и замечательными специалистами по разбойным нападениям, организации преступных группировок, убийствам по предварительному сговору двух и более лиц, а так же экстремизму, терроризму, наёмничеству и оскорблению чувств верующих. Но как говорится не они такие – жизнь такая, ещё в 50-х годах ХХ в. Норвегия была совершенно нищей страной, из-за сумасшедших проблем в экономике из Швеции в начале ХХ в. уехало 1.3 млн. шведов, всё из-за голода и нищеты, а что говорить о VIII-Х веках? На голых скалах мало что растёт, есть железная руда, что позволило развивать кузнечное производство, чахлое овцеводство и рыболовство в суровых водах Норвежского, Северного и Балтийского моря, вот вся экономика. То же можно отнести и к северо-западу Руси и Балтии, где скудное земледелие, охота и рыбалка не позволяли вести сытую жизнь, поэтому приток в викинговские формирования не прекращался, были ватаги, состоявшие по свидетельствам исключительно из славян.

На юге были гораздо более богатые соседи, а на берегах Средиземного моря попросту сказочно богатые люди, естественно в голове средневекового человека, не отягощённого никакой моралью и прочей псевдокультурной шелухой, возникает логичная мысль – отобрать и отдать себе любимому. Поскольку корабли норвежцы, датчане, шведы, исландцы, балты и славяне ладили прекрасно, вооружившись, кто чем мог (в основном дубинами, копьями и ножами) в один прекрасный для них день и ужасный для всех других, проживающих от Египта до Дублина и от Багдада до Севильи, викинги вышли на своих чудовищных морских драконах в море.

Собственно в чём успех этих морских бродяг? Их было больше в определённом месте в определённое время – единственный главный секрет любой войны, не надо листать Сюнь-цзы, он об этом не знал потому как китайцев всегда и везде больше чем противника, правда, это им ещё ни разу не помогало. Европа – крайне малонаселённое место даже сейчас, городки и деревеньки раскиданы часто, но малообщительные люди в паре километров друг от друга могут не видеться годами. Что говорить о временах викинга, когда крупнейший мегаполис Новгород насчитывал 30 000 жителей, крупный европейский город Лондон имел население 10 000 чел., а средняя деревня вокруг замка имела хорошо, если 100-150 жителей вместе с бароном, воинами, линялым соколом, собаками и женой.

Поэтому внезапная высадка 20-30 более-менее боеспособных, а главное хорошо мотивированных викингов, представляла собой сокрушительный удар по растянутой береговой обороне. Тем более это не современная ситуация, когда оповещение происходит за минуты, а время подлёта от Липецка до Эстонии ударной группировки 42 минуты. Тогда жители деревни только по набату (если кто выжил) и дыму могли узнать, что совершено нападение. Если местный князь или барон был на месте, тогда возможно было какое-то сопротивление, хотя бы на уровне закрыться в башне и выжидать отстреливаясь, пока викинги уйдут, так же поступали и жители деревни, они бежали или, узнав о нападении отсиживались по лесным хуторам. Единого сопротивления всей деревни не было, поэтому даже единичный отряд викингов, понятное дело ограниченный в числе количеством мест на драккаре (огромный брал 80 чел., а временно до 200), имел перед бароном с 10-15 челядинами и 3-4 деревенских с луками и в лучшем случае со скрамасаксами или топорами подавляющее превосходство. Ну и как вся морская пехота они руководствовались девизом: «главное вовремя смыться», пока не прибыл отряд короля или герцога. Каждый викинг — моторчик драккара, ели их останется слишком мало для ухода на вёслах — пиши пропало. Эскадренное соединение из 10-20 драккаров могло запросто осадить Лондон или Ладогу. Относительно сериалов и женщин в хирде или негров – лет 50 назад в Швеции это бы прозвучало как отличный анекдот, женщины были изредка правительницами, но не помню ни одной саги про женщину или тем более негра хирдмана, поелику сие невозможно.

Со временем накопив богатств и обустроив свои суровые земли, викинги вошли во вкус и вместо скучного северного лета имели зажигательные ежегодные морские круизы с целью пограбить ближних, изнасиловать их в извращённых формах, при сопротивлении убить с предварительными жесточайшими пытками. Кроме грабежей, они постепенно начали и торговать, поскольку поняли, что товары, ценимые в Ладоге (вино, ювелирные украшения, мечи) стоят в Севильи не так дорого, зато в Риме можно хорошо реализовать недорогие на Новгородском рынке воск, мёд и меха. Как все небогатые народы викинги стали наёмниками, не только в славянских, но и римских землях, их отряды были чудовищно жестокими, малоуправляемыми и своевольными, в Новгороде имеется масса законов и документов, связанных с уголовными преступлениями викингов. Стоит ли говорить, когда капитаны Рюрика, легендарные Аскольд и Дир, дезертировав из войска, просто сколотили ОПГ и запросто захватили Киев, что было совершенно нормально для викингов, дважды осаждавших Париж, неоднократно захватывавших Лондон и прошедшихся огнём и мечом по всем землям от Леванта до Лапландии.

По тактике боя викинги были преимущественно морской пехотой, то есть специализировались на высадке морских десантов, что обусловливает сама северная природа со множеством водных артерий. Как таковых дорог в те времена на севере не имелось, поэтому вся жизнь проистекала вдоль рек, озёр и морей, где викинги чувствовали себя прекрасно. Кони у викингов были, у богатых викингов были даже боевые кони, их перевозили на драккарах, но в целом маленькие мохнатые викинговские пони, мало отличающиеся от рослой собаки, в условиях скалистой местности, где негде пастись, использовались как очень вспомогательная сила. Передвижение викингов было на судне, далее высадка и быстрые пешие переходы, отчего выработался и тип тяжёлого пехотного вооружения, позволявшего быстро двигаться и щитовым строем с копьями противостоять немногочисленной коннице.

Основное оружие викинга — копьё, оно дешёвое, легко заменить, его применение против любого другого оружия кроме алебарды — сокрушительно.

Щит викинга тоже оружие — сколоченный из досок на клею, с поперечиной для удерживания, иногда обтянутый тканью или кожей, с железным умбоном для защиты кулака — им можно бить. Оковки не было, делался из разных пород дерева, держался в кулаке, носился за спиной, транспортировался на борту драккара.

Топор викинга — популярное оружие — дёшево, крепко. Были отнюдь не героического размера — таким тоже можно прекрасно орудовать.

То, что называют боевым топором — секира. Она была чуть больше боевого топора, иногда двусторонней.

Боевой молот (на фото французские образцы), был так же отнюдь не героического размера.

По типологии мечи викингов каролинги, характерны для всей тогдашней Европы и вышли из Каролингской империи, включавшей в себя Германию, Францию и Италию. Каролингский тип меча выкристаллизовался около VIII века, на излёте эпохи Великого переселения народов, в начале объединения государств западной Европы под эгидой Карла Великого и его потомков, чем и объясняется название типа меча («относится к эпохе каролингов»).

Меч викинга оружие в основном рубящее, редко можно встретить в саге, что кого-то закололи. Обычная длина меча X века была около 80 – 90 см, однако в России был найден меч 1.2 м в длину. Ширина клинка равнялась 5 – 6 см, толщина 4 мм. Вдоль полотна на обеих сторонах клинка всех мечей викингов идут долы (Fuller), служившие для облегчения веса клинка. Конец меча, не рассчитанного на колющий удар, имел довольно тупое острие, а иногда даже просто закруглялся. Навершие или яблоко (Pommel), рукоять (Tang) и перекрестье меча (Guard) на богатых мечах украшались бронзой, серебром и даже золотом, но чаще, в отличие от славянских каролингов мечи викингов были довольно скромно украшены.

Как обычно представляется в кинофильмах, некий мастер куёт денно и нощно под героическую музыку меч и передаёт его главному герою, что совершенно не так. Возможно где-то в глухой деревне, вознёсшийся над собой кузнец, обычно кующий серпы, косы и гвозди, выковал бы меч, если бы добыл где-то много железа, но качество этого меча было бы низким. Другое дело оружейные корпорации, занимавшиеся изготовлением оружия и в частности каролингских мечей в промышленных масштабах. Отчего-то мало кому известно, что ещё в каменном веке и уж точно в бронзовом во всех регионах Европы имелись крупные даже по сегодняшним меркам, по другому не назвать корпорации, производящие оружие. Разделение труда было характерно и для производства каролингского меча, поэтому мечи делали несколько мастеров, а корпорация ставила товарный знак. Он со временем изменялся, менялся тип надписи, менялись шрифты, происходил ребрендинг, от безграмотности или других причин (албанский язык?!) переворачивали буквы в надписях. Например, на Руси было две таких корпорации ЛЮДОТА КОВАЛЬ и СЛАВ, о чём красноречиво свидетельствуют подписные мечи в музеях.

В Скандинавии судя по всему были корпорации поменьше, не ставившие свой товарный знак или не имевшие на это права, зато много было экспортируемых мечей, хотя Каролингская империя строго запрещала продавать мечи кому бы то ни было, но закон этот исполнялся плохо или, судя по количеству находок не исполнялся вовсе. В Германии работала огромная оружейная корпорация ULFBERHT, чьими мечами просто усеяны скандинавские страны и славянские земли, были и другие массовые подписные мечи, то есть работали и другие корпорации, такие как CEROLT, ULEN, BENNO, LEUTLRIT, INGELRED.

Так называемые подписные мечи обнаружены на всей территории Европы, видно, что производство мечей было поставлено на поток и торговля оружием осуществлялась повсеместно. Изготовление меча в корпорации имело преимущество максимального выпуска при минимальных затратах и издержках с наилучшим качеством продукции. Железо закупалось оптом по наименьшим ценам, брак перерабатывался на менее ответственные изделия, изготовлением требующей малоквалифицированной кузнечной проковки железной основы занимались подмастерья, мастера-кузнецы собирали клинок, который был сложносоставным. Мастера-ювелиры меч украшали, если он был соответствующей стоимости, или их подмастерья набивали пару дешёвых узоров. Этот подход, кстати, характерен для художников – подмастерья пишут фон, большую часть персонажей, а мастер дописывает лицо главного персонажа или наносит пару-тройку штрихов и ставит свою подпись.

Клинок состоял из железной или из железно-стальной основы с наваренными к нему закалёнными лезвиями, затем железную основу научились сверху закрывать стальными пластинами, а позже научились делать цельный клинок. Железную основу делали кручёной или рубленной и заново многократно прокованной, чтобы создать так называемый сварочный дамаск, известный с II-III в. Это придавало клинку с твёрдыми и острыми, но не гибкими и хрупкими лезвиями необходимую пластичность и возможность изгибаться при нагрузках. С ростом кузнечного мастерства от сложной технологии дамаскинажа отошли, поскольку качество железной основы уже стало приемлемым и клинки уже не несут так почитаемого рисунка, появляющегося при травлении сварочного железа.

Мечи носили в ножнах деревянных или кожаных, реже в железных, они могли обтягиваться кожей или позже бархатом, любым материалом, придававшим «варварский» шик, в то время любили всё отличное от цвета полотна и невыделанной кожи. Цвета были как в одежде, так в отделке оружия максимально яркими из доступных органических красителей, как только воин богател – навершия, наконечники, бляхи, фибулы и перстни блестели на солнце как ювелирная лавка. Носили меч на поясе или перевязи, не за спиной, что неудобно как при гребле, так и при походе, когда щит заброшен за спину. Ножны богато украшались, что ясно по сохранившимся наконечникам, иногда из драгметаллов. НИКТО И НИКОГДА не носил меч в ножнах за спиной — его невозможно оттуда достать.

Кроме того, у викингов был второй по популярности меч сакс или скрамасакс (лат. sax, scramasax) — скорее длинный нож, чем короткий меч, пришедший от древних германцев, но у викингов он имел примерно равную с каролингом длину до 90 см и характерное оформление рукояти. Саксы, кстати льстят себя надеждой, что их народец происходит от названия этого ножа.

Длина клинка у общеевропейского сакса доходила до полуметра, толщина свыше 5 мм (у скандинавов и славян мог доходить до 8 мм), заточка односторонняя, конец заострённый, хвостовик, как правило, асимметричный, навершие рукояти часто выполнялась в виде головы ворона. При использовании сакса предпочитали колющие удары, по свидетельствам он протыкал хорошую кольчугу и кожаный доспех. Чаще, сакс использовался не отдельно как меч, а как большой нож в быту, что-то типа мачете, а вместе с мечом как дага (кинжал), если вырвут щит.

Шлемы как и мечи были вещью статусной и были не у всех. В основном копируют шлем из Гьёрмундбю (Ярмундбю), сохранившийся частично и неправильно собранный в музее из кусков.

Назальный шлем (нормандский, так называют его в России), был характерен для славян и Европы, частично для викингов, его чаще всего используют из-за дешевизны.

Кольчуга была дорогим удовольствием, в основном обходились кожаными куртками с костяными или железными накладками или вообще шли в бой безбронными. Кольчуга — каждое кольцо склёпывалось, разумеется никакой «сведёнки — то есть просто разрезанное и сведённое плоскачами кольцо).

Имели место быть и ламеллярные доспехи — особенно после службы в Византии, так называемая «дощатая броня» — пластины металла, соединённые ремешками или кольцами стали, такие были с Бронзового века костяные, бронзовые, далее железные, стальные, в Индии, у самураев и славян, а так же викингов.

У викингов естественно были луки, арбалеты (самострелы) и дротики (сулицы).

Ты на лодке своей, и в домах не ночуй: Враг там может скрываться легко. На щите викинг спит, меч свой сжал он в руке, И лишь небо — крыша его… . Ты в ненастье и шторм, парус свой распусти, О как сладостен будет сей миг.. По волнам, по волнам, лучше прям к праотцам,

Чем рабом быть у страхов своих…

chert-poberi.ru

Викинги и их топоры (часть 1)

А было так, что в детстве, еще когда я сам книг не читал, а мне их читали, моя мама прочитала мне книгу Жана Оливье «Поход викингов» и… жизнь моя сразу изменилась на «до этой книги» и «после». Я тут же начал вырезать изображения викингов из старых учебников, которых у меня в доме было полным-полно, делал модели их кораблей из пластилина, закатывая в весла и мачты тонкие соломинки, чтобы они не сгибались, сделал себе шлем викинга из картона и топор из деревянной палки и фанеры. Щит, правда, у меня был прямоугольный, а не круглый, но тут уж ничего поделать было нельзя – пришлось использовать то, что было. Вот так тема викингов и вошла в мою жизнь, а книги про них ставились на полку одна за другой. «Поход викингов» Жана Оливье – книга моего детства. И вот наступил момент, когда пришло ощущение, что «ты можешь ведь написать о них и сам!» Потому, что каждому времени – «свои песни». Какие-то книги «слишком детские», какие-то плохо переведены, тогда как другие откровенно заумны и читать их лучше всего на ночь, чтобы поскорее заснуть. Так что теперь, вы, уважаемые посетители ВО, будете периодически знакомиться со статьями «про викингов», которые спустя какое-то время станут основой новой книги. Сразу хотелось бы предупредить, что пишутся они не по плану, а по тому, какой материал раньше всего удается достать. То есть, по идее, начать следовало бы с историографии и источниковой базы (и это будет обязательно!), но… так не получается. Поэтому не удивляйтесь, что циклу будет свойственна некоторая фрагментарность и непоследовательность. Увы, это издержки производства. Вот сейчас, например, у меня под руками оказался очень интересный материал о… топорах викингов и почему бы не начать именно с него, ведь начинать все равно с чего-то да надо?!Знаменитый «топор из Маммена». (Национальный исторический музей, Копенгаген)

Если мы обратимся к изданной у нас в России книге Йена Хита «Викинги» (издательства «Оспрей», серия «Элитные войска», 2004 г.), то можем прочитать там, что до начала эпохи викингов такое оружие, как топор, в европейском военном деле было практически забыто. Но с приходом викингов в Европу в VIII – XI вв. они вновь вошли в употребление, так как именно топор был вторым по значимости оружием в их арсенале.

Мечи и топоры викингов в Национальном историческом музее в Копенгагене.По данным, например, норвежских археологов, на 1500 находок мечей в погребениях эпохи викингов приходится 1200 топоров. Причем часто бывает так, что топор и меч лежат вместе в одном и том же захоронении. Известно три вида топоров, использовавшихся викингами. Первый - «бородатый», в употреблении с VIII в., топор с относительно короткой ручкой и узким лезвием (пример – «топор из Маммена»), и топор с длинной рукоятью и широким лезвием, т.н. «датский топор», с шириной лезвия до 45 см и форме полумесяца, согласно «Саге о Лексдейле», и носящие название «брейдокс» (breidox). Считается, что топоры этого типа появились в конце Х в. и приобрели наибольшую популярность у англо-датских воинов хускарлов. Известно, что они использовались в битве при Гастингсе в 1066 году, но потом быстро сошли на нет, словно свой ресурс они выработали, и, скорее всего, именно так оно и было. Ведь это был высокоспециализированный тип топора, предназначенный исключительно для битвы. Он вполне мог соперничать с мечом, как главным символом воина-викинга, но пользоваться им нужно было уметь и не каждому это было под силу.«Топор из Людвигшара» с широким прорезным лезвием. (Национальный исторический музей, Копенгаген).Интересно, что топорам викинги давали женские имена, связанные с богами или силами природы, а также имена троллей, тогда как король Олаф, например, своему топору дал имя Хель, весьма многозначительно назвав его по имени богини смерти!Топор из Лангейда. (Музей истории культуры, Университет Олдсаксамлинг, Осло).В 2011 году во время археологических раскопок в Лангейде в долине Сетесдален в Дании был обнаружен могильник. Как оказалось, он содержал несколько десятков могил второй половины эпохи викингов. Могила №8 была одной из самых примечательных, хотя ее деревянный гроб и оказался почти пустым. Конечно, это было большим разочарованием для археолога. Однако, когда раскопки продолжались, вокруг внешней части гроба, вдоль одной из его длинных сторон нашли богато украшенный меч, а по другую – большое и широкое лезвие топора. Топорами в Дании пользовались еще в бронзовом веке! Изображение на камне из Фоссума, Бохуслан, Западная Швеция. Лезвие «топора из Лангейда» было относительно мало поврежденным, а те повреждения, что и были, удалось зафиксировать при помощи клея, в то время как отложения ржавчины удалены с помощью микро-пескоструйной обработки. Совершенно удивительно, что внутри обуха сохранились остатки деревянной рукоятки длиной 15 см. Поэтому, чтобы уменьшить риск разрушения древесины, она была обработана специальным составом. Впрочем, сохраниться древесине помогла полоса из медного сплава, окружавшая в этом месте рукоять. Так как медь обладает антимикробными свойствами, это и предотвратило ее полный распад. Полоса имела толщину всего в полмиллиметра, она сильно коррозировала и состояла из нескольких фрагментов, которые нужно было тщательно склеить.Для очистки лезвия топора от ржавчины использовалась микро-пескоструйная обработка. (Музей истории культуры, Университет Олдсаксамлинг, Осло)Это раньше было так, что археологи свои находки зарисовывали и им приходилось включать в состав экспедиций профессиональных художников. Потом им на помощь пришла фотография, а сейчас и вовсе находки просвечивают рентгеном и используют метод рентгеновской флуоресценции.Рентгеновский снимок «топора из Лангейда». Можно видеть утолщение лезвия за режущей кромкой и линию сварки с обухом. Также видны шпильки, закрепляющие латунную ленту на рукоятке. (Музей истории культуры, Университет Олдсаксамлинг, Осло)Все эти исследования подтвердили, что накладки на древке состояла из латуни – медного сплава, содержащего много цинка. В отличие от меди и бронзы, которые являются красноватыми металлами, латунь имеет желтый цвет. Необработанная латунь напоминает золото, и это, по-видимому, имело в то время важное значение. Саги постоянно подчеркивают великолепие оружия, принадлежавшего их героям и сверкающего золотом, что, несомненно, являлось идеалом эпохи викингов. Но археология доказывает, что большая часть их оружия была на самом деле украшена медью – своего рода «золотом бедного человека».Реконструкция, показывающая основные конструктивные особенности «топора из Лангейда». (Музей истории культуры, Университет Олдсаксамлинг, Осло)В отличие от могущественных землевладельцев, которые подчеркивали свое социальное положение и использовали в качестве оружия меч, менее богатые люди прибегали к использованию топоров, предназначенных для работы с деревом в качестве боевого оружия. Таким образом, топор часто отождествлялся с безземельным рабочим человеком, занимающимся домашним хозяйством. То есть сначала топоры были универсальные. Но во второй половине эпохи викингов появились топоры, предназначенные исключительно для битвы, лезвие которых было тонко отковано и, следовательно, было относительно легким. Небольшим и не такким массивным был и обух. Такая конструкция дала в руки викингам поистине смертоносное оружие, достойное профессиональных воинов, каковыми они и являлись. Практически на всех иллюстрациях Ангуса МакБрайда, сделанных им к книгам о викингах, присутствуют различные боевые топоры.В Византийской империи они служили высокопоставленными наемниками в так называемой Варяжской гвардии, и были телохранителями самого византийского императора. В Англии эти широколопастные топоры стали называться «датскими топорами» из-за их использования завоевателями датчанами в конце эпохи викингов. Викинг в длиннополой кольчуге (в центре) и с широколезвийным боевым топором «брейдокс». Рис. Ангуса МакБрайда.Археолог Ян Петерсен в своей типологии оружия викингов классифицировал широколезвийные топоры как тип М и считал, что они появились во второй половине X века. «Топор из Лангейда» имеет чуть более позднее происхождение, что связано с датировкой могилы, где его нашли, первой половиной XI века. Поскольку первоначальный вес самого топора составлял вначале около 800 грамм (теперь 550 грамм), то это явно был двуручный топор. Тем не менее, он легче многих топоров, предназначенных для деревообработки, которые ранее использовались в качестве оружия. Считается, что длина его рукояти составляла около 110 см, но это короче, чем многие думают. Металлическая лента на ручке необычна для находок в Норвегии, однако известно, как минимум, еще пять других похожих находок. Три рукояти топоров с латунными полосами нашли прямо в Лондоне в Темзе.Нередко довольно сложно отличить топор рабочий от топора боевого, однако боевой топор эпохи викингов, как правило, был меньше по размерам и несколько легче рабочего. Обух боевого топора также гораздо меньше, а само лезвие значительно тоньше. Но при этом следует помнить, что большинство боевых топоров, предположительно, в бою держали одной рукой.Еще один боевой топор викингов с относительно узким лезвием и рукояткой для одной руки. Рис. Ангуса МакБрайда.Пожалуй, самый известный экземпляр топора эпохи викингов нашли в местечке Маммен в Дании, на полуострове Ютландия, в захоронении знатного скандинавского воина. При дендрологическом анализе бревен, из которых была сложена погребальная камера, выяснилось, что сооружена она была зимой 970 – 971 гг. Считается, что в могиле захоронен один из ближайших сподвижников конунга Харальда Синезубого. Год этот был для всего «цивилизованного мира» весьма насыщен событиями: так, князь Святослав в том году сражался с византийским императором Иоанном Цимисхеем, а его сын и будущий креститель Руси князь Владимир стал князем в Новгороде. В этом же году знаковое событие случилось и в Исландии, где в семье Эрика Рыжего родился будущий первооткрыватель Америки Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый», приключениям которого как раз и посвящена книга Жана Оливье «Поход викингов».Страница из этой книги…Сам топор не велик по размеру - 175 мм. Есть мнение, что этот топор имел ритуальное предназначение, и никогда в бою не использовался. А с другой стороны, для народа, который верил, что в рай викингов – вальгаллу, попадают только те воины, что погибли в бою, поэтому война была их самым главным жизненным ритуалом и относились они к ней, да и смерти тоже, соответственным образом.«Топор из Маммена». (Национальный исторический музей, Копенгаген)Прежде всего отметим, что «топор из Маммена» был очень богато декорирован. Лезвие и обух топора были целиком покрыты листом черненого серебра (благодаря чему он и сохранится в таком прекрасном состоянии), а потом отделан инкрустацией серебряной нитью, выложенной в виде сложного узора в стиле «Большого зверя». Кстати, этот древнескандинавский орнаментальный узор, распространенный в Дании в 960-1020 гг., сегодня так и называется – «Маммен», и как раз именно благодаря этому древнему топору.На одной стороне топора изображено дерево. Его можно интерпретировать как языческое дерево Йггдрасиль, но также и как христианское «Древо жизни». Рисунок на другой стороне изображает петуха Гуллинккамби (древнескандинавский «золотой гребень») или же птицу Феникс. Петух Гуллинкамби, как и Йггдрасиль, принадлежит к норвежской мифологии. Петух этот сидит на вершине дерева Йггдрасиль. Его задача – будить викингов каждое утро, а вот когда придет Рагнарок («конец света»), он должен будет превратиться в ворона. Феникс является символом возрождения и принадлежит христианской мифологии. Поэтому мотивы изображений на топоре можно интерпретировать и как языческие, так и христианские. Переход от лезвия топора к втулке покрыт золотом. Кроме того, с обеих сторон обуха сделаны прорези в виде косого креста и, хотя сейчас они пусты, в древности их, видимо, заполняла бронзово-цинковая фольга.Оружие викингов (поздней эпохи) из экспозиции Музея истории культуры, Университета Олдсаксамлинг, Осло.Еще один такой же огромный топор нашли в 2012-м году при строительстве автострады. Останки хозяина этого огромного топора также были обнаружены, причем гробница, в которой они находились, была датирована примерно 950 годом. Примечательно, что это оружие является единственным предметом, захороненном вместе с этим усопшим викингом. Основываясь на этом факте, ученые делают вывод о том, что владелец оружия этого, видимо, им очень гордился, равно, как и своим умением им владеть, поскольку, меча в погребении не оказалось.«Топор из Силкеборга».В гробнице также были найдены останки женщины, а вместе с ней – пара ключей, символизировавших власть и ее высокое социальное положение в обществе викингов. Это дало ученым основания полагать, что этот мужчина и эта женщина обладали весьма высоким социальным статусом.Интересно, что в качестве реквизита для костюма «Варяжского гостя» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, в которой на премьере 1897 года его партию исполнял сам Федор Шаляпин, была приготовлена совершенно огромная секира, явно долженствующая подчеркнуть приверженность викингов именно к этому виду оружия!

Продолжение следует…

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

topwar.ru

Топор викинга своими руками

Топор — весьма полезная вещь в хозяйстве, если вы проживаете в частном доме, особенно за городом. Но если вы согласны, что вещь должна быть не только функциональной и практичной, но еще стильной, красивой, с историей, — предлагаем своими руками смастерить топор викинга из простого топора. Такое изделие неизменно будет радовать вас внешним видом и исправно служить!

Топор викинга.

Отличительные черты

У викингов топоры стояли на втором месте после мечей по использованию. Часто это был универсальный инструмент, которым в мирное время можно было рубить деревья, колоть дрова, а также использовать для боя как превосходное оружие. Топоры могли быть одноручными и двуручными, разнообразными по форме. К слову, данный вид топора по конструкции похож на отечественный таежный:

Топоры викинга и таежный топор (справа).

Читайте также: деревянный табурет своими руками. Рассмотрим основные характеристики скандинавского боевого топора:

  • средняя длина полотна — 18 см;
  • средняя ширина полотна — 17 см;
  • средняя длина топорища — 90-120 см;
  • вес полотна — до 450 г.

То есть, ширина и длина полотнища приблизительно равные, лезвие такого инструмента должно быть тонким, сам топор довольно длинным, чтобы иметь возможность хватки двумя руками (откуда и название).

Для лучшего понимания на фото ниже вы можете изучить строение топора:

Конструкция.

Вам может быть интересно: кованный забор своими руками.

Необходимые материалы

Чтобы самостоятельно смастерить подобный топор, можно использовать:

  • любой имеющийся в распоряжении старый топор (даже если на металле уже появились трещины и ржавчина);
  • брус для рукоятки;
  • небольшой отрез кожи или заменителя для оплетки рукояти;
  • деревянные клинья;
  • бумага и простой карандаш;
  • льняное масло (лак) и кисть.

Очень ответственно подойдите к выбору дерева для рукояти. Для этой цели лучше всего использовать древесину твердых пород только лиственных видов деревьев. Очень важна степень просушки дерева — количество влаги должно быть менее 8-12%. Такая рукоять в будущем не будет расшатываться при усыхании в случае изменения влажности среды. Чтобы добиться желаемой влажности древесины, просушите заготовку в очень сухом и теплом месте.

Читайте на нашем сайте: как сделать наковальню из рельсы.

Примеры изделий.

Лучшие разновидности древесины для рукояти:

  1. Ясень. Самый оптимальный материал — доступный, прочный и твердый, долговечный. Рукоятка имеет красивый цвет и рисунок волокон. Чаще всего используется для изготовления рукояти.
  2. Дуб. Прочный и долговечный, но твердый.
  3. Бук. Имеет все достоинства дуба, но есть существенный минус — гигроскопичность. Потому такая рукоять требует дополнительной обработки для защиты от влаги, так как пропитка маслом не защищает полностью древесину.
  4. Клен. Прочный, упругий материал, рукоятка имеет красивый вид и текстуру.

В процесс работы потребуются такие материалы и инструменты:

  • шлифовальная машина (болгарка);
  • сварочный аппарат;
  • шлифовальный станок;
  • бор-машинка.

Пример топоров викингов.

Процесс изготовления

Итак, когда все материалы готовы, можем приступать к изготовлению инструмента. Пошаговая инструкция:

    1. Извлеките из топора старую рукоятку.
    2. Ржавчину из металла снимите при помощи болгарки. Не забудьте удалить окалину.
    3. Если в процессе работы на металле обнаруживаются трещины, их нужно заварить сваркой.
    4. Придайте пятке топора нужно форму. Трафарет можно начертить на глаз или выбрать для этого любой круглый предмет подходящего размера, к примеру, крышку от банки. Обведите предмет на полотнище и вырежьте по форме болгаркой.
    5. Срез нужно обработать на шлифстанке.

Процесс изготовления.

  1. Так как для изготовления использовался старый топор, металл нужно закалить. Подробно процесс закалки опишем ниже. На этом изготовление полотнища закончено.
  2. Приступаем к изготовлению топорища. Из бруска (сечением приблизительно 4*4 см) нужно выстрогать простую прямую рукоять.
  3. Для украшения рукояти переносим карандашом на древесину любой кельтский орнамент и проявляем рисунок бормашинкой.
  4. Для защиты от влаги рукоятку нужно покрыть лаком или маслом.

Изготовление рукояти.

Примеры кельтских узоров вы можете посмотреть на фото ниже:

Кельтские орнаменты.

Вам также может быть интересно: дачный стол свтоими руками.

Закалка металла

Данный процесс состоит из трех этапов, рассмотрим каждый из них:

  • Отжиг. Предварительно затупите остриё до 1 мм. Для этого полотнище следует раскалить до красно-бордового цвета (около 760°С), медленно остудить. С металла снимает окалина.
  • Закалка. Необходимо нагреть металл до температуры 830°С. Это можно сделать любым доступным способом, в печи или даже на костре. Далее нужно подготовить две емкости: ведро с теплой водой и металлическую емкость с маслом. В воду опускать нужно только лезвие топора до 4 см на несколько секунд. В масло топор погружается полностью. На случай возгорания нужно иметь под рукой плотную ткань, чтобы прикрыть емкость. Помните о правилах пожарной безопасности!
  • Отпуск. Необходим для того, чтобы снизить хрупкость стали. Предварительно металл нужно зачистить, чтобы проявить цвет побежалости. Проводить отпуск можно в обычной духовке при температуре 200-300°С в течение 60 минут.

Видео: как закалить металл.

Оплетка рукояти

Предварительно нужно соединить полотнище и рукоять, вбить заготовленный клин. Теперь все основные работы проделаны, остается только украсить рукоять. Но кроме декоративной функции оплетка будет также надежно защищать обух.

Итак, как сделать оплетку топора:

    1. Из небольшого куска кожи вырежьте прямоугольник, оберните его под обухом для примерки. Сделайте соответствующие вырезы, чтобы максимально подогнать отрезок под обух.
    2. На краях отрезка проделайте отверстия для швов при помощи шила или обычного гвоздя.

Изготволение оплетки.

  1. Чтобы работать с кожей было проще, обработайте ее льняным маслом — это смягчит материал.
  2. С задней стороны прошейте отрезок по рукоятке.

В завершение оплетку и всю ркуоять можно еще раз смазать маслом. Чудесный топор готов!

Пример изготовления викингзского топора вы можете посмотреть в видео-ролике:

Смастерить своими руками топор викинга из простого топора проще чем кажется, при условии, что у вас есть навыки работы с перечисленными инструментами. Такое издеолие имеет красивый внешний вид, а его функциональность и практичность достойна высших похвал!

Читайте также: Как сделать металлоискатель своими руками

Материал подготовлен редакцией сайта mainavi.ru

mainavi.ru


Смотрите также




Rambler's Top100

Copyright © 2009-2019  «МАГНИТЭК-НН» E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
603037 Нижний Новгород, ул. Федосеенко, д. 54
тел. 8 (831) 223-73-53, 223-55-05, 229-06-66, 223-55-45, 225-77-78, 225-44-50,
225-71-31
Карта сайта, XML